Расширенные версии трилогии «Возвращение короля» — монументальный финал, в котором стало еще больше пафоса и драк. Но даже в этом почти идеальном фильме есть момент, где режиссер немного… перестарался. Или забыл, в какой франшизе он находится.
Речь, конечно, об лавине черепов в сцене Пути мертвых. В театральной версии Аргорн призывает армию призраков, и мы не знаем, присоединятся ли они. Позже их внезапное появление в разгаре битвы на Пеленнорских полях — как удар грома: эффектно, неожиданно, мощно. А в режиссерской версии? Все иначе.

Сначала призраки исчезают, оставив героев в темноте. Затем — внезапно и без особой на то причины — со стен пещеры обрушивается буквально тонна черепов, почти хороня под собой Арагорна, Леголаса и Гимли. Это выглядит как сцена из «Индианы Джонса» — весело, но абсолютно выбивается из настроения эпопеи.
К тому же, после такой экшн-вставки призрачный король все-таки приходит… и соглашается помочь. Но момент уже упущен. Напряжения — ноль.
А ведь в книге армия мертвецов вообще не участвует в финальной битве — они помогают захватить корабли, и все. Главную победу одерживают живые. У Джексона же призраки сметают все на своем пути — и поневоле задаешься вопросом: а зачем тогда Рохан, Гондор, вся эта мобилизация?

Да, режиссерская версия остается великой. Но лавина черепов — это тот редкий случай, когда «больше» не значит «лучше».
Ранее мы также писали: Готовьтесь считать убийства: легендарный Гимли вернется в продолжение «Властелина колец» при одном условии