В мае 1971 года завершились съёмки двухсерийной комедии Леонида Гайдая «12 стульев». Фильм моментально стал хитом — только за год его посмотрели почти 40 миллионов зрителей. Для широкой публики он запомнился множеством сцен, но одна из самых ярких — конечно, с участием мадам Грицацуевой.
Именно эта роль сделала Наталью Крачковскую знаменитой, но актриса заплатила за это сполна.
Как Гайдай сходу унизил актрису
Интересно, что актриса сама не до конца понимала, на какую роль её зовут. Она не читала роман Ильфа и Петрова, а в сценарии увидела лишь одно: «Женщина необъятных размеров с арбузными грудями». Вспоминая, Крачковская говорила:
«От обиды меня просто заколотило. Но Гайдай только усмехнулся: "Ты себя в зеркале видела?"» — и сразу отправил её к гримёрам.
Гайдай рассматривал разных актрис — от Мордюковой до Волчек, но именно Крачковская, жена звукорежиссёра студии, попала в образ. Он сразу заявил, что та мечта поэта и уже на следующий день Наталью утвердили на роль. Но измывались над актрисой знатно.

Как Крачковскую измордовали
Съёмки дались непросто. Особенно изматывающей оказалась сцена в редакции, где Грицацуева гонится за Остапом Бендером. Актриса вспоминала:
«Я бежала, прыгала, падала — домой пришла и не могла уснуть от боли. А утром увидела: всё тело в синяках!»
Отдельно она упоминала сцену на транспортере:
«Мне все рёбра пересчитало. А сверху ещё и металлическую конструкцию положили — чуть не раздавили».

На следующий день съёмок гримёры были вынуждены замазывать синяки на её руках — рукава платья были короткими, гематомы были видны. Несмотря на это, актриса не испытывала ненависти к режиссеру: он открыл для неё двери в большое кино. После «12 стульев» её начали активно приглашать другие режиссёры, а зрители стали узнавать на улицах.
Что за крем «Марго», о котором говорил Остап Бендер: 7 пронзительных цитат Крачковской о деньгах, внешности и любви.