В преддверии Дня Победы портал «Киноафиша» поговорил с кинокритиком Александром Шпагиным о военном кино, задав эксперту простой вопрос: какие фильмы о войне обязан увидеть каждый? И эксперт начал свой ответ с рекомендации «скрытого бриллианта» жанра.
Недооцененный шедевр военного кино

«”Восточный коридор”, фильм 1966 года. Ни в коем случае не путать с ужасным фильмом про мафию, комедию 1991-го. Это картина показывает войну как оккупацию. Очень интересно, удивительно просто показан концлагерь. Мы таких концлагерей не видели никогда».
Автор сценария картины, Алесь Кучар, сам был в партизанском движении, и, по словам критика, он начал всё, что пережил, повидал, выдавать нагора — полную правду, которую выдавать было нельзя. И понравилось это не всем.
«Фильм был выведен за рамки всесоюзного кинофестиваля 1966 года, как абсолютно антихудожественное произведение, причем выведен не властью и цензурой, а либеральной критикой».
На «Кинопоиске» у «Восточного коридора» чуть больше 1000 оценок, но она заслуживает большего, уверяет эксперт.
«Главная фраза этого фильма — когда одного из героев избитого бросают в подвал, он кричит: Дайте мне другую войну! Дайте мне другую войну, чтобы я понимал, что здесь происходит!” То, что рассказал Кучар — это полная правда, 60-десятники стремились к этой правде, режиссёр Виноградов очень экспрессивно её выразил».
«Без “Иди и смотри” вообще жить нельзя»
Обойти кошмарный, но очень важный фильм Элема Климова Шпагин не сумел, но его можно понять. Недаром картину называют одной из лучших в истории военного кино.

«Без “Иди и смотри”, жить нельзя на свете, потому что этот фильм должен посмотреть каждый. Потому что это именно показ войны как 100% ада, который развоплощает человека, разрушает человека полностью. И, конечно, это потрясающе сделано совершенно. И сколько времени прошло там, 40 лет, но это и сейчас вызывает шок абсолютно».
«Летят журавли» — это метафизика
Работу Михаила Калатозова обозреватель назвал одной из самых лучших картин в своем жанре, хоть она и не совсем о войне, а о том, как она разлучила двух влюбленных людей.

«Она задаёт метафизический вектор постижения человека внутри войны, которой там как таковой нет. Там тыл, но там возникает тема крестного пути. Потому что любая война вводит нас в новый мир, где мы по-новому идентифицируем себя, вынуждены решать другие задачи. Обычная девочка постепенно превращается за счёт перенесённых страданий в человека с большой буквы!»
То, как герои Татьяны Самойловой и Алексея Баталова в абсолютно жуткое время вынуждены решать новые задачи и совершать определённый выбор, который точно не пришлось бы совершать в обычной мирной жизни, трогает критика сильнее всего.
«Мы затронули три пласта военного кино. “Иди и смотри” — это чистая война, “Летят журавли” — это тыл, а “Восточный коридор” — оккупированный город. Что там происходит — дикая совершенно каша. И это невероятно выразительно сделано», — подытожил критик.
Ранее мы также писали о современной военной картине, за которую не стыдно. Правда, сняли ее далеко не в России: «Это меня взбесило окончательно»: распиаренный «Под огнем» полон стыдных ляпов, и их заметят лишь знатоки военного кино